ENG

Инновационное развитие

Печать

«Совкомфлот» уделяет первостепенное внимание укреплению своего технологического лидерства, которое является одним из ключевых конкурентных преимуществ компании. Предприятие последовательно совершенствует технологии морской транспортировки энергоносителей, а также разрабатывает и внедряет передовые инженерные решения, которые задают отрасли еще более высокие стандарты безопасности и эффективности судоходства.

Результатом этих работ, в частности, стало пополнение флота СКФ уникальными по техническим и операционным характеристикам судами. По уровню технической оснащенности флот группы СКФ стабильно входит в число лидеров на глобальном рынке морской транспортировки углеводородов.

В группe компаний «Совкомфлот» принята «Зеленая хартия»  – утвержденная в составе Стратегии ПАО «Совкомфлот» декларация о принятии обязательств по борьбе с изменением климата путем применения инновационных технологий и повышения осведомленности персонала в области защиты окружающей среды. Документ закрепляет стратегические направ­ления деятельности СКФ в области устойчи­вого развития и провозглашает стремление компании развивать интегрированную систему менеджмента, основанную на соот­ветствии требованиям международных отрас­левых нормативных документов и стандартов.

«Совкомфлот» развивает собственную инженерную школу. На базе штаб-квартиры СКФ в Санкт-Петербурге организована работа Инженерного центра компании, который принимает участие в разработке проектов передовых судов для флота СКФ. Деятельность Инженерного центра тесно интегрирована с другими подразделениями предприятия, в частности, с Операционным и Учебно-тренажерным центрами.

В сфере особого интереса «Совкомфлота» находятся вопросы дальнейшего внедрения газомоторного топлива в практику судоходства и повышения безопасности мореплавания в сложных ледовых условиях.

Основные направления инновационной дея­тельности и научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических разработок группы компаний «Совкомфлот» в 2020 году:

  1. Изучение возможностей повышения энер­гоэффективности и снижения выбро­сов оксидов углерода, серы и азота атмосферу:
    • применение установки повторного сжижения отпарного газа для его возвращения в грузовые танки или использования в качестве топ­лива для судовой энергетической установки на газовозах (реализовано в рамках строительства судов класса «СКФ Лаперуз»);
    • применение системы воздушно-пузырьковой смазки корпуса судна для снижения сопротивления и увеличения скорости судна для газовозов СПГ класса «СКФ Лаперуз» (реализовано в рамках строительства четвертого судна серии);
    • установка валогенераторов с постоянными магнитами без- редукторного типа (ротор генератора интегрируется в гребную валолинию) для снижения расхода топлива на производство электроэнергии для газовозов СПГ (реализовано в рамках строительства четвертого судна класса «СКФ Лаперуз»);
    • установка парусов роторного типа на судах типоразмера Afrarnax на газомоторном топливе (на данном этапе реше­ние не реализовано, выполнена предварительная проработка, рассматривается в контексте будущих проектов).
  2. Проработка проектов новых типов судов, использующих газомо­торное топливо: танкеров типоразмера Afrarnax и VLCC, балкера и сухогруза.
  3. Предварительная оценка перспектив использования альтернатив­ных низкоуглеродных и безуглеродных видов топлива на судах, которые заказывает группа компаний.
  4. Предварительная проработка инновационных технических реше­ний с точки зрения перспектив их применения на судах компании (например, успокоителей качки различного типа).
  5. Участие в разработке технологий автоматического и дистанци­онного управления крупнотоннажными судами коммерческого назначения, что предполагает создание и апробацию технических средств, а также разработку проектов требований для включе­ния их в состав российских и международных нормативно-право­вых и нормативно-технических документов, создающих условия для эксплуатации безэкипажных судов. В 2020 году капитаны судов группы СКФ в составе экспертного совета принимали уча­стие в подготовке к первому этапу опытной эксплуатации, кото­рый включает отработку базовых алгоритмов автоматического и дистанционного управления на береговом стенде на основе мас­сива данных, полученных с судов.
  6. Участие сотрудников группы СКФ в исследованиях, проведение расчетов и экспериментов по выбору оптимальных параметров энергетических установок судов с точки зрения их соответствия конвенционным требованиям.
  7. В отчетном периоде специалисты учебно-тренажерного центра (УТЦ) группы СКФ в Санкт-Петербурге участвовали в моделиро­вании морских операций судов в акватории порта и на подходах к порту для определения граничных гидрометеорологических усло­вий в районе морских перегрузочных комплексов в Мурманской области (Кильдинский пролив, губа Ура), а также определения возможностей и условий (ограничений) безопасного маневриро­вания судов в акватории морского перегрузочного комплекса в Камчатском крае.
  8. Сотрудники УТЦ СКФ продолжали участ­вовать в научно-исследовательской работе по подготовке нормативных доку­ментов в области бункеровки судов СПГ, предусматривающей разработку стан­дартов национального уровня, устанав­ливающих единые требования для всех участников открытого рынка услуг по бункеровке СПГ.
  9. В течение 2020 года в УТЦ СКФ была разрабо­тана и внедрена система заданий для программ­ного комплекса, направленная на проверку знаний членов экипажей судов по бункеровке СПГ в соот­ветствии с требованиями Кодекса по подготовке и дипломированную моряков и несению вахты (Кодекса ПДНВ), а также новая программа подго­товки в области кибербезопасности.

Ключевые достижения в сфере инноваций и НИОКР в 2020 году:

  • Газовоз «Кристоф де Маржери» стал пер­вым в истории крупнотоннажным грузо­вым судном, совершившим транзитный переход по трассе Северного морского пути (СМП) в восточном направлении в мае 2020 года - на два месяца раньше традиционного срока начала летней нави­гации в восточном секторе Арктики. Таким образом, существенно расширено нави­гационное окно для транзитного плавания в акватории СМП, так как традиционно навигация в этой части СМП открыва­ется только в июле. Продолжительность рейса составила 21 сутки, пройденная дистанция - 6 047 морских миль, сред­няя скорость - 11,7 узла. В ходе рейса был собран обширный массив данных о ледовой обстановке в восточной части СМП, которые будут учтены при плани­ровании логистики будущих арктических проектов и проектировании следующих поколений арктических судов, включая ледоколы и транспортные суда высокого ледового класса.
  • Накопленный опыт эксплуатации судов в экстремальных условиях Обской губы и Карского моря в 2020 году лег в основу двух новых учебных пособий, которые продолжили серию книг, содержащих практические рекомендации капита­нов группы СКФ по управлению судами в ледовых условиях. Опубликованы Практические рекомендации по управ­лению судном с тремя винторулевыми колонками типа Azipod в ледовых усло­виях применительно к проекту «Ямал СПГ». Учебное пособие суммирует накоп­ленный в рамках проекта «Ямал СПГ» опыт управления судами ледокольного типа с мощной энергетической установ­кой. Особое внимание уделено навигации на самом сложном участке - при впаде­нии реки Оби в Карское море, где круп­нотоннажные суда должны следовать по длинному и узкому морскому каналу в условиях постоянного дрейфа льдов. Второе учебное пособие представляет собой совместное издание СКФ и компа­нии «Сканэкс» и посвящено анализу ледо­вой обстановки на основании материалов космической съемки. Оба пособия были направлены на флот СКФ и поступили в распоряжение курсантов российских морских вузов, с которыми сотрудничает «Совкомфлот».
  • Использование газомоторного (СПГ) топлива в качестве основного при эксплуатации шести «зеленых» танкеров серии «Проспект Гагарина» позволило в 2020 году существенно (на 33 257 тонн или 19,5%) снизить объем выбросов углекис­лого газа в атмосферу по сравнению с аналогичными танкерами на дизельном топливе.
  • Группа компаний «Совкомфлот» в 2020 году стала победителем отраслевой премии Seatrade Maritime Awards International в номи­нации «Судоходная компания года» (Shipping Company of the Year). Независимое жюри, в состав которого вошли представители отраслевых ассоциаций, финансовых и научно-исследовательских организаций и классификационных обществ, обратило особое внимание на усилия СКФ по повышению экологической безопас­ности и энергоэффективности флота, внедрению передовых тех­нологий и инженерных решений, развитию судоходства в сложных климатических условиях, обеспечению бесперебойной работы предприятия в условиях пандемии.
  • Кредитное соглашение, заключенное «Совкомфлотом» с тремя международными банками в целях рефинансирования газово­зов СПГ «Гранд Анива» и «Гранд Елена» и ставшее одним из пер­вых в мировом судоходстве, подготовленных с учетом Принципов Посейдона1 (международной экологической инициативы по сокра­щению «углеродного следа» от эксплуатации судов) было признано «Сделкой года» в категории «Проектное финансирование» экс­пертным жюри ежегодной премии международного издания Marine Money. 

Инновационная деятельность группы компаний «Совкомфлот» осуществляется в соответствии с требованиями и методическими рекомендациями Федерального агентства по управлению государственным имуществом, Министерства экономического развития и Совета при Президенте РФ по модернизации экономики и инновационному развитию России. Приоритетные направления инновационного развития «Совкомфлота» определены в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 июля 2011 года № 899.
        

  

Компания непрерывно отслеживает и анализирует значение интегрального ключевого показателя эффективности (КПЭ) инновационного развития.

Интегральный ключевой показатель эффективности инновационного развития включает четыре элемента:

  • отношение объема финансирования НИОКР к чистой выручке. Согласно нор­мативным документам и отраслевой спе­цифике ПАО «Совкомфлот» расходы на НИОКР включают расходы на научно тех- ническую-деятельность (включая расходы на группы наблюдения за строительством судов), расходы на обучение, повышение квалификации и переподготовку кадров. Целевое значение: не менее 0,1 %;
  • уровень соответствия требованиям безопасности клиентов и междуна­родного природоохранного законо­дательства, расчетный коэффициент («меньше-лучше»). Целевое значение – не выше среднего значения по отрасли, которое рассчитывается ежегодно по результатам судовых инспекций по данным OCIMF и INTERTANKO;
  • уровень эксплуатационных расходов на одно судно. Уровень определяется в процентах от среднего уровня по отрасли (на основе данных независимых аналитических источников). Целевое значение – менее 100 %;
  • рост производительности труда. Целевое значение – не менее 5 % ежегодно.