Инновационное развитие
Печать Поделиться
Вконтакте
Facebook
Одноклассники
Google+
«Совкомфлот» уделяет первостепенное внимание укреплению своего технологического лидерства, которое является одним из ключевых конкурентных преимуществ компании. Предприятие последовательно совершенствует технологии морской транспортировки энергоносителей, а также разрабатывает и внедряет передовые инженерные решения, которые задают отрасли еще более высокие стандарты безопасности и эффективности судоходства.
Результатом этих работ, в частности, стало пополнение флота СКФ уникальными по техническим и операционным характеристикам судами. По уровню технической оснащенности флот группы СКФ стабильно входит в число лидеров на глобальном рынке морской транспортировки углеводородов.
В группe компаний «Совкомфлот» принята «Зеленая хартия» – утвержденная в составе Стратегии ПАО «Совкомфлот» декларация о принятии обязательств по борьбе с изменением климата путем применения инновационных технологий и повышения осведомленности персонала в области защиты окружающей среды. Документ закрепляет стратегические направления деятельности СКФ в области устойчивого развития и провозглашает стремление компании развивать интегрированную систему менеджмента, основанную на соответствии требованиям международных отраслевых нормативных документов и стандартов.
«Совкомфлот» развивает собственную инженерную школу. На базе штаб-квартиры СКФ в Санкт-Петербурге организована работа Инженерного центра компании, который принимает участие в разработке проектов передовых судов для флота СКФ. Деятельность Инженерного центра тесно интегрирована с другими подразделениями предприятия, в частности, с Операционным и Учебно-тренажерным центрами.
В сфере особого интереса «Совкомфлота» находятся вопросы дальнейшего внедрения газомоторного топлива в практику судоходства и повышения безопасности мореплавания в сложных ледовых условиях.
Основные направления инновационной деятельности и научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических разработок группы компаний «Совкомфлот» в 2020 году:
Изучение возможностей повышения энергоэффективности и снижения выбросов оксидов углерода, серы и азота атмосферу:
применение установки повторного сжижения отпарного газа для его возвращения в грузовые танки или использования в качестве топлива для судовой энергетической установки на газовозах (реализовано в рамках строительства судов класса «СКФ Лаперуз»);
применение системы воздушно-пузырьковой смазки корпуса судна для снижения сопротивления и увеличения скорости судна для газовозов СПГ класса «СКФ Лаперуз» (реализовано в рамках строительства четвертого судна серии);
установка валогенераторов с постоянными магнитами без- редукторного типа (ротор генератора интегрируется в гребную валолинию) для снижения расхода топлива на производство электроэнергии для газовозов СПГ (реализовано в рамках строительства четвертого судна класса «СКФ Лаперуз»);
установка парусов роторного типа на судах типоразмера Afrarnax на газомоторном топливе (на данном этапе решение не реализовано, выполнена предварительная проработка, рассматривается в контексте будущих проектов).
Проработка проектов новых типов судов, использующих газомоторное топливо: танкеров типоразмера Afrarnax и VLCC, балкера и сухогруза.
Предварительная оценка перспектив использования альтернативных низкоуглеродных и безуглеродных видов топлива на судах, которые заказывает группа компаний.
Предварительная проработка инновационных технических решений с точки зрения перспектив их применения на судах компании (например, успокоителей качки различного типа).
Участие в разработке технологий автоматического и дистанционного управления крупнотоннажными судами коммерческого назначения, что предполагает создание и апробацию технических средств, а также разработку проектов требований для включения их в состав российских и международных нормативно-правовых и нормативно-технических документов, создающих условия для эксплуатации безэкипажных судов. В 2020 году капитаны судов группы СКФ в составе экспертного совета принимали участие в подготовке к первому этапу опытной эксплуатации, который включает отработку базовых алгоритмов автоматического и дистанционного управления на береговом стенде на основе массива данных, полученных с судов.
Участие сотрудников группы СКФ в исследованиях, проведение расчетов и экспериментов по выбору оптимальных параметров энергетических установок судов с точки зрения их соответствия конвенционным требованиям.
В отчетном периоде специалисты учебно-тренажерного центра (УТЦ) группы СКФ в Санкт-Петербурге участвовали в моделировании морских операций судов в акватории порта и на подходах к порту для определения граничных гидрометеорологических условий в районе морских перегрузочных комплексов в Мурманской области (Кильдинский пролив, губа Ура), а также определения возможностей и условий (ограничений) безопасного маневрирования судов в акватории морского перегрузочного комплекса в Камчатском крае.
Сотрудники УТЦ СКФ продолжали участвовать в научно-исследовательской работе по подготовке нормативных документов в области бункеровки судов СПГ, предусматривающей разработку стандартов национального уровня, устанавливающих единые требования для всех участников открытого рынка услуг по бункеровке СПГ.
В течение 2020 года в УТЦ СКФ была разработана и внедрена система заданий для программного комплекса, направленная на проверку знаний членов экипажей судов по бункеровке СПГ в соответствии с требованиями Кодекса по подготовке и дипломированную моряков и несению вахты (Кодекса ПДНВ), а также новая программа подготовки в области кибербезопасности.
Ключевые достижения в сфере инноваций и НИОКР в 2020 году:
Газовоз «Кристоф де Маржери» стал первым в истории крупнотоннажным грузовым судном, совершившим транзитный переход по трассе Северного морского пути (СМП) в восточном направлении в мае 2020 года - на два месяца раньше традиционного срока начала летней навигации в восточном секторе Арктики. Таким образом, существенно расширено навигационное окно для транзитного плавания в акватории СМП, так как традиционно навигация в этой части СМП открывается только в июле. Продолжительность рейса составила 21 сутки, пройденная дистанция - 6 047 морских миль, средняя скорость - 11,7 узла. В ходе рейса был собран обширный массив данных о ледовой обстановке в восточной части СМП, которые будут учтены при планировании логистики будущих арктических проектов и проектировании следующих поколений арктических судов, включая ледоколы и транспортные суда высокого ледового класса.
Накопленный опыт эксплуатации судов в экстремальных условиях Обской губы и Карского моря в 2020 году лег в основу двух новых учебных пособий, которые продолжили серию книг, содержащих практические рекомендации капитанов группы СКФ по управлению судами в ледовых условиях. Опубликованы Практические рекомендации по управлению судном с тремя винторулевыми колонками типа Azipod в ледовых условиях применительно к проекту «Ямал СПГ». Учебное пособие суммирует накопленный в рамках проекта «Ямал СПГ» опыт управления судами ледокольного типа с мощной энергетической установкой. Особое внимание уделено навигации на самом сложном участке - при впадении реки Оби в Карское море, где крупнотоннажные суда должны следовать по длинному и узкому морскому каналу в условиях постоянного дрейфа льдов. Второе учебное пособие представляет собой совместное издание СКФ и компании «Сканэкс» и посвящено анализу ледовой обстановки на основании материалов космической съемки. Оба пособия были направлены на флот СКФ и поступили в распоряжение курсантов российских морских вузов, с которыми сотрудничает «Совкомфлот».
Использование газомоторного (СПГ) топлива в качестве основного при эксплуатации шести «зеленых» танкеров серии «Проспект Гагарина» позволило в 2020 году существенно (на 33 257 тонн или 19,5%) снизить объем выбросов углекислого газа в атмосферу по сравнению с аналогичными танкерами на дизельном топливе.
Группа компаний «Совкомфлот» в 2020 году стала победителем отраслевой премии Seatrade Maritime Awards International в номинации «Судоходная компания года» (Shipping Company of the Year). Независимое жюри, в состав которого вошли представители отраслевых ассоциаций, финансовых и научно-исследовательских организаций и классификационных обществ, обратило особое внимание на усилия СКФ по повышению экологической безопасности и энергоэффективности флота, внедрению передовых технологий и инженерных решений, развитию судоходства в сложных климатических условиях, обеспечению бесперебойной работы предприятия в условиях пандемии.
Кредитное соглашение, заключенное «Совкомфлотом» с тремя международными банками в целях рефинансирования газовозов СПГ «Гранд Анива» и «Гранд Елена» и ставшее одним из первых в мировом судоходстве, подготовленных с учетом Принципов Посейдона1 (международной экологической инициативы по сокращению «углеродного следа» от эксплуатации судов) было признано «Сделкой года» в категории «Проектное финансирование» экспертным жюри ежегодной премии международного издания Marine Money.
Инновационная деятельность группы компаний «Совкомфлот» осуществляется в соответствии с требованиями и методическими рекомендациями Федерального агентства по управлению государственным имуществом, Министерства экономического развития и Совета при Президенте РФ по модернизации экономики и инновационному развитию России. Приоритетные направления инновационного развития «Совкомфлота» определены в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 июля 2011 года № 899.
Компания непрерывно отслеживает и анализирует значение интегрального ключевого показателя эффективности (КПЭ) инновационного развития.
Интегральный ключевой показатель эффективности инновационного развития включает четыре элемента:
отношение объема финансирования НИОКР к чистой выручке. Согласно нормативным документам и отраслевой специфике ПАО «Совкомфлот» расходы на НИОКР включают расходы на научно тех- ническую-деятельность (включая расходы на группы наблюдения за строительством судов), расходы на обучение, повышение квалификации и переподготовку кадров. Целевое значение: не менее 0,1 %;
уровень соответствия требованиям безопасности клиентов и международного природоохранного законодательства, расчетный коэффициент («меньше-лучше»). Целевое значение – не выше среднего значения по отрасли, которое рассчитывается ежегодно по результатам судовых инспекций по данным OCIMF и INTERTANKO;
уровень эксплуатационных расходов на одно судно. Уровень определяется в процентах от среднего уровня по отрасли (на основе данных независимых аналитических источников). Целевое значение – менее 100 %;
рост производительности труда. Целевое значение – не менее 5 % ежегодно.