ENG

«Зеленые» «Афрамаксы» СКФ

Морской транспорт является одной из основ глобальной экономики. Более 80% всех грузов мировой торговли и около 60% внешнеторговых грузов Российской Федерации перевозится морем.

По уровню вредных выбросов в атмосферу на единицу груза, перевезенного на единицу расстояния, из всех видов транспорта морской является наиболее безопасным для окружающей среды. Тем не менее, экологические стандарты для судоходной отрасли ужесточаются. Растут и общественные ожидания по снижению антропогенного воздействия на окружающую среду. Соответствие новым требованиям и способность к обновлению и внедрению новых технологий становится одним из основных элементов конкурентоспособности в нашей сфере.

«Совкомфлот» как крупнейшая судоходная компания России и мировой лидер в области морских перевозок нефти и газа в сложных климатических и ледовых условиях в полной мере вписан в этот глобальный контекст. Ежедневно суда компании совершают заходы более чем в 100 портов на пяти континентах. Поэтому одна из наших приоритетных задач – обеспечить полное соответствие флота как действующим, так и перспективным нормам международных конвенций.

Снижение выбросов в атмосферу – одна из главных целей этой работы. С 2020 года в силу вступают новые требования, которые серьезно ограничивают допустимый уровень выбросов окислов серы, азота и парниковых газов в Балтийском, Северном и Средиземном морях. Именно через эти районы проходят основные маршруты экспортных перевозок российской нефти.

Расширение зон экологического мониторинга морского транспорта ставит вопрос о необходимости диверсификации видов судового топлива и требует от судоходных компаний выверенной стратегии соответствия применительно к району плавания.

На базе обширного эксплуатационного опыта, как крупнейший в мире оператор танкеров типоразмера «Афрамакс», «Совкомфлот» в партнёрстве с нефтегазовыми и судостроительными компаниями инициировал перевод целого сегмента танкерного рынка на более эффективную, «зеленую» технологию: одной из первых в судоходной индустрии наша компания приняла решение начать эксплуатацию «Афрамаксов», специально спроектированных для работы на альтернативном топливе – сжиженном природном газе.

Переход на СПГ в качестве топлива по своей значимости сопоставим с технологической революцией, которая произошла в начале 20 века, когда мировой торговый флот отказался от использования угля в пользу мазутов и дизельного топлива. Данный проект является хорошим примером того, как российская компания, по сути, задает тон технологическому развитию целого сегмента мировой судоходной индустрии.

Преимущества работы на СПГ наиболее наглядны в цифрах: снижение выбросов оксидов серы и сажи достигает 100%, выбросы оксидов азота сокращаются на 80%, а углекислого газа – на 15% по сравнению с судовой энергетической установкой, работающей на стандартном тяжелом топливе.

Сделать такой шаг нам позволило наличие собственной инженерной школы, которую компания целенаправленно развивает на протяжении многих лет. Это выгодно отличает «Совкомфлот» от большинства конкурентов. Концептуальный проект танкеров нового поколения был разработан техническими специалистами СКФ при активном участии «Дальневосточного центра судостроения и судоремонта».

Ожидается, что первые «Афрамаксы» нового поколения компании «Совкомфлот» появятся на мировом рынке транспортировки энергоносителей в втором полугодии 2018 года. На данный момент судостроительная программа СКФ включает шесть таких судов. Дедвейт каждого составит 114 тыс. тонн, они будут иметь ледовый класс 1B, что позволит круглогодично перевозить нефть в районах со сложными ледовыми условиями, включая субарктические моря.

СКФ реализует этот проект совместно с крупнейшим мировым нефтегазовым концерном Royal Dutch Shell и российской компанией «Роснефть». В 2021 году строительство таких судов может быть локализовано в Российской Федерации – на судостроительном комплексе «Звезда» в Приморском крае. Фактически речь идет о трансфере новых технологий в Россию.